01:50 

Возвращение в Брайдсхед

Охотница Лу
Listen how calmly I can tell you the whole story
Мое знакомство с творчеством Ивлина Во началось именно с этого романа – как говорят знатоки, наиболее успешного (не берусь подтверждать или оспаривать, ибо пока это единственное прочитанное мной произведение). Где-то на @дневниках, когда я постигала «матчасть», мне попался любопытный образ, описывающий тональность романа: как будто обычно желчный и саркастичный Во вдруг заплакал. Я бы сказала, что автор не отказывает себе в тонкой английской иронии социальной направленности, местами ощутимо злой, а вот плакать приходится читателю.
Итак, в чем же дело? Вторая мировая война, капитан Чарльз Райдер пребывает со своей ротой на новое место дислокации – в окрестности поместья Брайдсхед – и предается воспоминаниям, связанным с этим местом и его своеобразными обитателями. В его памяти разворачивается история медленной гибели аристократического семейства, состоящего из индивидов столь уникальных, что их взаимное неприятие кажется почти закономерным и естественным.
Исследователи литературы постулировали, что Во отрицал устои современного ему общества, теряющего традиционные этические ценности, а идеал видел в аристократическом укладе жизни и католицизме. По-моему, «Возвращение в Брайдсхед» опровергает и полностью переворачивает этот многомудрый тезис. Все члены семьи Марчмейн так или иначе были уничтожены религией, которую глава рода, леди Тереза Марчмейн, полагала основой бытия и которая, кстати говоря, сама пострадала из-за своей фанатичности. Проповедуя истовость веры и безоговорочное повиновение католическому канону, она успешно разрушила судьбы своих детей, отвратила от себя мужа и оказалась в итоге объектом всеобщей почтительной ненависти. В ней есть что-то от героинь классических драм, темная, потаенная властность, стремление управлять чужими судьбами, подчинять окружающих своей воле – Иродиада начала XX века. В романе, если разобраться, силен фрейдистский мотив – женщина, на эмоционально-духовном уровне авторитарно управляющая семьей, провоцирующая мужчин на чувство вины и пытающаяся ими манипулировать.
Но роман, разумеется, не только о подавляющей силе религиозных традиций или о психологической агрессии, пусть и невольной. Будучи образцом «хорошей» литературы, «Возвращение в Брайдсхед» многогранно в проблематике. Здесь найдется и история о притворных ликах любви, о тщеславии и честолюбии, о том, как сложно быть хорошим другом и как важно вовремя и правильно понять, что в тебе нуждаются. Последний пункт более отчетливо оттенен в экранизации 2008г., равно как и извечная проблема происхождения и социального положения. Фильм, конечно, здорово урезает исходный, романный сюжет в деталях, а судьбы отдельных персонажей произволом сценаристов просто перевирает, но атмосфера и герои визуально воссозданы очень достойно. Разумеется, не смогла обойти вниманием главный «полюс сердечной боли» произведения - младшего сына леди Марчмейн, Себастьяна. Эксцентричный и трогательный, по-детски непосредственный, не слишком далекий, может быть, но по крайней мере искренний в нежелании становиться серьезным, он открывает своим появлением историю Марчмейнов, а воспоминания рассказчика то и дело обращаются к нему. Себастьяна, наверное, можно считать символом тщетного сопротивления навязываемой воле. Даже радикальный путь саморазрушения («Так не доставайся же ты никому!») не позволяет ему избегнуть неотвратимого, по-видимому, обращения к религии. Католическая церковь снисходительно-злорадно принимает в свое лоно униженного до последней степени язычника и ставит зарубку на древке священной хоругви – еще один непокорный хребет сломан.
В фильме Себастьяна играет Бен Уишоу; после «Писем из Зедельгема» и его Фробишера это был контрольный в голову. Масса странного, патологичного обаяния, эта его порывистость и нервность, как продиктованные образом, так, видимо, и соответствующие складу характера самого актера. Проникшись его игрой, я решила расширить горизонты (ибо Уишоу из тех артистов, кого первый безупречно воплощенный образ порабощает – для меня он навсегда одержимый Гренуй) и посмотрела очень английскую картину «Яркая звезда» о безнадежной любви поэта Джона Китса и его музы Фанни Брон. Порадовалась тому, что Уишоу умеет играть не только неврастеников и маньяков, но и вполне нормальных людей (если к поэтам применима категория нормальности), чей эмоциональный диапазон не заходит в нечеловеческие крайности. Фильм красивый, по содержанию и картинке, романтичный и наполненный той особой бережной, теплой нежностью, с которой женщина (режиссер - Джейн Кэмпион) может отнестись к возвышенным чувствам ныне бессмертных возлюбленных.

@темы: cinématographe, культура, скажи мне, что ты читаешь

URL
Комментарии
2014-05-12 в 14:26 

Lievsky
мне вспомнился рассвет Армагеддона
Ты всегда так интересно описываешь книги или фильмы, что их хочется посмотреть . У меня как раз проблема, к прочим, - ничего не могу найти почитать новенького. Всё как-то что-то не катит... А хочется обновить кровь головного мозга, и на время отвлечься от привычно-любимого репертуара...

2014-05-12 в 21:47 

Охотница Лу
Listen how calmly I can tell you the whole story
О, дружочек, в качестве решения проблемы "что почитать" могу посоветовать сайт www.goodreads.com. После регистрации там можно в профиле указать любимые жанры литературы и добавить на виртуальные полки уже прочитанные книги, оценив их - и сайт будет давать ежедневные рекомендации, что можно почитать в том же духе. Довольно занимательный ресурс. Правда, на английском - не знаю, насколько тебя это смутит. А еще здесь, на дайри, есть прекрасная Galadriel2, которая пишет увлекательные, остроумные и нетривиальные отзывы о самых разных книгах.

URL
2014-05-27 в 22:14 

anchen7
Ничто не покупается за большую цену, чем частица человеческого разума и свободы (Ф. Ницше)
Охотница Лу, я также благодарю за возвращение моих мыслей к этому роману. Я с ним встретилась не так давно, не вникая в суть, отметила как то, что нужно прочесть и пошла дальше. А внутреннее чувство умоляло меня повернуть и начать читать-таки, но я пренебрегла его советами.
А зря. И спасибо огромное, за то, что сюжет сам по себе остался для меня загадкой.

И да - я подумала недавно, почему никто не видит Уишоу? Он очень глубокий, сильный актер. И мне также, правда, захотелось увидеть его в роли, где он будет почти нормален. Ибо нормльность иногда играть сложнее.

2014-05-28 в 14:30 

Lievsky
мне вспомнился рассвет Армагеддона
Охотница Лу,
Меня английский очень смутит, ты же знаешь. Зато я могу научить любого почти говорить по-русски.

2014-05-28 в 22:16 

Охотница Лу
Listen how calmly I can tell you the whole story
Lievsky,
давеча как раз смотрела передачу о кириллическом алфавите и русском языке. Лингвистическая экспансия - страшная сила, однако. Я в свое время учила русскому девушку из Исландии, но мы, кажется, больше смеялись, чем учились

URL
2014-05-28 в 22:30 

Охотница Лу
Listen how calmly I can tell you the whole story
anchen7,
думаю, вы не пожалеете, если прочтете "Возвращение". Это роман из тех, что подхлестывает мысли.
Соглашусь с вами и в том, что Уишоу - неожиданное открытие. Его неброское обаяние человека, по-видимому, очень интеллигентного, размышляющего - подкупает. И удивительно, как он преображается в роли, как мобилизуются эмоциональные ресурсы, меняется поведение - если судить по интервью, он неподобающе-скромен, даже застенчив для человека его профессии, а перед камерой или на сцене вот он, открыт зрителям и всему миру.

URL
   

Soon it will be cold enough to build fires

главная