Довольно бессмысленных реплик в пространство, возвращаемся к порядку и системе.

"Осень Средневековья" Хёйзинги, к счастью, закончилась. Нет занятия сомнительней, чем пытаться прочесть неинтересную книгу из нелепого чувства долга и стремления к завершенности во всем. Давая беглый, ознакомительный анализ отдельных сторон жизни в период заката Средневековья, Хёйзинга в конспективной форме подводит итог эпохи, рассчитывая при этом на подготовленного читателя, которому не нужно объяснять всю предысторию, чтобы описываемое время, его особенности, исторические перипетии стали понятны. Вместить на 400 страницах изображение целого пласта истории, дать при этом разветвленную сеть отсылок, цитат, авторитетных мнений - труд адский. Естественно, он не предполагает излишней детализации, обширных экскурсов в прошлое, иначе каждую главу книги можно было бы превратить в полноценное самостоятельное исследование. Естественно, что книголюбу без малейшего предварительного представления о событиях Средних веков, укладе жизни, культуре и пр. сложно и нудно продираться сквозь рассуждения "для посвященных", этакое резюме, позволяющее суммировать и закрепить имеющиеся знания. А лезть в энциклопедический словарь всякий раз, как на странице возникает незнакомое имя, аллюзия на картину/произведение, упоминание о битве, коронации и пр. - не всегда хочется. Вот и блуждаешь тоскливо среди неизвестных королей и поэтов, без особого удовольствия для себя. Ко всему прочему, сам слог местами сложен для понимания "с ходу" - то ли перевод такой тяжеловесный, то ли особенность стиля Хёйзинги.
Но! Все же несколько любопытных мыслей ближе к концу нашлось.
"Основная особенность культуры позднего Средневековья - ее чрезмерно визуальный характер. С ним тесно связано атрофирование мышления. Мыслят исключительно в зрительных представлениях. Все, что хотят выразить, вкладывают в зрительный образ."
Ничего не напоминает? Бесчисленные фильмы, непрерывное мелькание изображения на ТВ, фотография как поголовное средство самовыражения (или самовыроажевывания - смотря по наличию таланта у фотографа), практически на уровне инстинкта собирательства коллекционирование картинок из сети... Появление термина "клиповое мышление" - мышление в заданных визуальных образах. Непременное использование "средств технической поддержки" в процессе обучения - без пауэрпойнтовских картинок материал просто не воспринимается. Ставить категорический диагноз атрофирования мозга современному человеку я остерегусь, но тем не менее: мышление стало более примитивным, однообразным, ленивым, если хотите. Пример из жизни: пыталась читать ребенку сказку, но ему не интересно слушать, потому что надо самому представлять персонажей, обстановку, действие. Зато у него есть мультик по той же сказке, и его он посмотрит с удовольствием - потому что образ уже дан, его не нужно выдумывать самостоятельно. Далее...
"Поэтическое искусство... как будто обходится почти вовсе без новых идей. Мы видим всеобщее бессилие сочинить что-либо новое. Наступает передышка в мышлении; творческий дух завершил построение здания Средневековья и еше ворочается от усталости."
Почему появляются Минаевы, Стоговы, Робски, претендующие на роль провозвестников ценностей Ультранового времени - грязнейшего цинизма, погони за деньгами, перепиха в любое время дня и ночи не взирая на личности? Почему модными становятся писатели, активно разбавляющие примитивнейшее повествование непечатной лексикой, пишущие без знаков препинания и без какой-либо конечной идеи? Потому что необходимо вызывающей формой, эпатажем прикрыть обедневшее содержание, в котором - ни капли свежей крови, все старо и предсказуемо, все сюжеты хрестоматийны. Ремейки, ремиксы, перестройка и переписка на новый лад - усталое сознание топчется на месте, не в силах породить что-то мало-мальски новое. Ведь количество комбинаций семи нот и семи цветов, даже учитывая полутона и оттенки, исчерпаемо. Наша эпоха свой лимит, похоже, выбрала. Мы не видим пути дальше, а потому извлекаем самое лучшее из прошлого, чтобы, подвергнув его обработке, выдать за новое, ранее не существовавшее.
Это тупик?
За Средневековьем последовало Возрождение - свободный вздох человеческого разума, нашедшего дорогу вперед. После десятилетий бессмысленного перебора былого и попыток его реанимации человек прозрел и будто бы получил импульс к созиданию вместо исторического пережевывания.
Исходя из логики развития истории - которая, по-видимому, тяготеет все же к спиралевидной форме - можно несмело надеяться, что кто-то, пришедший после нас, будет избавлен от ментальных шор и обретет душевный простор для оригинального бытия и творчества. Вопрос: случится ли нам застать это прекрасное время и через что должно пройти человечество, чтобы в ходе эволюции появился представитель эпохи Второго Ренессанса?