В начале уходящего года я задала себе на Goodreads читальный челлендж на 20 книг (да, планку я подкорректировала до более реалистичной, памятуя, какие огорчительные были результаты в 2020). Собственно, вот что получилось:
Последними моими достижениями были два современных романа - "Полночная библиотека" Мэтта Хэйга и "Лавандовая комната" Нины Георге, неожиданно образовавшие своеобразный логический тандем, так как в обоих речь шла... говоря общо, о книгах. Однако впечатления от этих произведений существенно разнились.
Роман Хэйга для меня оказался воплощением типажа современной литературы вообще. В негативном смысле. Когда благодаря развитию интернета писателем стал называть любой человек, способный более или менее успешно сложить слова в предложения, то книги почему-то начали частенько походить на собрания среднестатистических постов в соц.сетях. Отсутствие реальной глубины, очень простой язык (не знаю, это проблема автора или издержка перевода), плоские персонажи с элементарной психологией , включающей, как правило, какой-нибудь один "системообразующий" комплекс или травму, которые и формируют полностью суть героя. То есть в этом написанном человеке всё-всё подчинено его обиде\потере\любви, других движений души и оттенков переживаний нет. Монолитный блок такой. Главное, чтобы изображаемое состояние было максимально доходчиво для читателей, чтобы, упаси Боже, мысль нигде не застряла, а то от этого и голова может разболеться.
Хотя рецензия - это ни в коем случае не пересказ произведения, я позволю себе вкратце описать сюжет "Полночной библиотеки". Женщина 35 лет, одинокая, бездетная, этакая классическая серая мышь и неудачница, решает прекратить уже свою бессмысленую жизнь, совершает самоубийство и оказывается в соеобразном чистлище - в Полночной библиотеке - где высшие силы дают ей шанс попробовать прожить все варианты жизней, которые она упустила, и выбрать ту, которая ей понравится, чтобы в ней остаться. Ну а если ни одно из бесконечных отражений бытия героине не подойдет, то она умрет по-настоящему. На мой взгляд, концепция "тест-драйва" жизни очень непедагогична. Она приучает человека к мысли, что если будет сложно, то всегда можно сказать "нет, спасибо, мне это не подходит, дайте что-нибудь другое". Она отменяет ответственность за сделанный выбор. Получается, что какую глупость не сотвори, можно переиграть. Но в настоящей жизни, которая вот здесь идет, до коматозного порога, так не всегда получается. Если ты сотворил хрень, то будь добр разобраться с последствиями. Они не пропадут сами собой, стоит тебе только крепко зажмуриться, а вот твое реноме крепко пострадает, если попытаться в этой точке оставить всё получившееся дерьмо, как оно есть, а в другой пункт явиться уже в белом пальто.
В романе Хэйга главная героиня поначалу раздражала меня донельзя. Нытик - инфантил, у которого в неуспехах были виноваты все кругом, кроме нее самой. Всегда находилась стороняя причина, почему она не стала пловчихой, гляциологом, музыкантом, не сошлась с мужчиной и проч. Оставалось только удивляться, почему этой неблагодарной особе, которая половину книги, уже находясь по ту сторону, вопила, что не хочет жить дальше, подарили второй шанс. Чрезвычайно отталкивающий человеческий тип, из тех, что буквально вытягивают из окружающих энергию одним своим унылым видом, не говоря уже о вербально выражаемом отношнии к жизни.
Где-то к середине, когда Нора перестала себя усиленно жалеть и начала испытывать какие-то другие эмоции, помимо "я хочу умереть", мое отношение к ней несколько изменилось. Стало интересно наблюдать, как смело она бросается в новые жизни, что ждет ее в других судьбах. Пожалуй, я даже стала переживать за нее - получится ли в итоге найти то единственно правильное новое существование?
Финал был предвидим, может быть, слегка банален. Да, всё завершилось хорошо. Да, она не задержалась ни в одной альтернативной жизни, а вернулась в свою собственную , в неудачную попытку суецида с последующей больницей, выздоровлением и обретением понимания, что нужно не тонуть в сожалениях, а действовать. В конечном итоге раздражающая история неудачницы, которой невероятно повезло, развилась в этакий роман-воспитание. Я выводы для себя сделала. В общем и целом, книг на один раз, которую едва ли придется перечитывать.
Второй роман конца года, "Лавандовая комната", тоже о раненном человеке и тоже о библиотеке. Жан Эгаре владеет плавучим книжным магазином в Париже, "литературной аптекой", как сам он называют свою баржу, набитую книгами. Аптека - поскольку ее владелец безошибочно угадывает, какая книга в качестве препарата нужна тому или иному посетителю, чтобы привести жизнь к правильному балансу. Вот только сапожник, по обыкновению, оказывается без сапог. Сам Эгаре двадцать лет назад пережил потерю любимой женщины, но не нашел в недрах аптеки подходящей книги, которая вернула бы его к жизни. И вот однажды он бросает всё, рубит швартовы и отправляется в путь, чтобы... там видно будет.
Не сказать, что это очень оригинальная история, невероятно ценная с точки зрения нравственного урока или художественного исполнения. Опять же, мужчина, двадцать лет пережевывающий разрыв... Но в целом книга очень атмосферная, полная цвета, ароматов, вкусов, чувств. Мотив путешествия ради обретения целости души и смысла бытия, путешествия, к которому на разных этапах присоединяются правильные люди, нужные здесь и сейчас, становящиеся друзьями, дополняющие собой утерянные частички сердца Эгаре. Приключения, смешные и опасные, происшествия, новые земли, наполненные солнечным светом, новые чувства, забытые и ранее не изведанные... Внутри этого текста просто приятно находиться, даже несмотря на многочисленные причитания об утерянной любви. Такая же теплая, чувственная книга, как "Шоколад".