"Читая книгу, читай меня. Учись видеть ненаписанное, слышать несказанное. Я покажу источники знаний - ты не обязана принимать мою систему мира за свою, но, изучив ее устройство, ты поймешь меня. Я не смогу рассказать о себе так, как это сделано в книгах. Собирай по сотням томов мысли-брызги, познавай меня. Находи ответы на вопросы, что никогда не осмелишься задать. Я не стану экзаменовать тебя, но продолжение и развитие нашей дружбы будет лучшим свидетельством того, что ты познала многое. Исключительно добровольно и сознательно."
Я бы многое могла сказать об этой книге, с которой жила два года, но не стану. Слишком лично и непонятно без изложения предытории - вряд ли получится увлекательное чтиво. Если кому-то захочется, пускай он сам читает и делает выводы.
Без литературоведческого анализа и пр.
То, что зацепило сильнее всего
***
Ведомо ли тебе, что одним из кратчайших путей к святотй жизни может стать жизнь развратника?
***
Наука, конечно, не умнее ребенка, это следует признать; но она терпеливее...
***
Наша цель - не переходить друг в друга, но познавать друг друга, учить видеть и почитать друг в друге то, что каждый из нас собою представляет, а именно: противоположность и дополнение другого.
***
Что это была бы за дружба, если бы она, в самом начале пути достигнув своей цели, просто взяла бы да и прекратилась.
***
И все же это славная штука - жизнь.
***
...всякое художество и художническтво теряло ценность, если оно не пылало, как солнце, и не обладало мощью урагана, если оно дарило лишь мирное удовольствие, лишь приятность, лишь маленькое счастье.
***
...глубочайшее одиночество и самозабвенная приверженность тоске тоже неизбежно поглощается новою жаждою, новою приверженностью светлой стороне жизни.
***
Бродяга может быть нежен или груб, искусен в ремеслах или бестолков, храбр или робок - но в сердце своем всегда остается он ребенком, он всегда живет в первый день после сотворения мира, перед началом всей мировой истории, жизнь его зиждется на нескольких простых инстинктах.
***
Он думал о том, что и он, и всякий другой человек бежит куда-то, словно ручей, претерпевает все новые и новые превращения инаконец полностью растворяется, в то время как созданный художником образ остается вечно неизменным.
***
...корень всяких искусств, а может быть даже, всякой духовности есть страх перед смертью. Мы боимся ее, нас ужасает бренность всего сущего, печально сомтрим мы вновь и вновь, как увядают цветы и опадают листья, и наше собственное сердце подсказывает нам, что и мы преходящи и скоро увянем. И художники, создающие образы, или мыслители, ищущие законы и формулирующие идеи, делают это для того, чтобы хоть что-нибудь вырвать из этого великого хоровода смерти, противопоставить ему хоть что-нибудь, что пережило бы их самих.
***
Боже, почему ты создал нас такими, почему ведешь нас таким ипутями? Разве мы не дети Твои?Разве не Твой Сын принял за нас смерть? Неужто нет ангелов или святых, которые могли бы быть нам провожатыми?
***
Так уж устроен мир: проходит всё - и печаль, и боль, и отчаяние, равно как и радости; все проходит, бледнеет, теряет глубину и ценность, и в конце концов наступает время, когда человек уже не в силах вспомнить, что же причиняло ему когда-то такую боль. Да, отцветает и увядает и боль... Ничто не в силах противиться времени, даже страдание.
***
Женщинам, пожалуй, легче. Природа создала их такими, что блаженство само собой приносит плод, и из счастья любвт рождается дитя. Мужчинам же вмест оплодовитости досталась вечная тоска... но почему же тоска эта и неудовлетворенность - грех? Разве не рождается из нее все прекрасное и святое, создаваемое человекои и возвращаемое Богу как благодарная жертва?
***
Что жизнь на земле полна гармонии и справедливости и что человек исполнен добра - этого, дорогой мой, не осмелился утверждать ни один настоящий мыслитель.
***
Мистики, грубо говоря, - мыслители, которые не в силах расстаться с образами, иными словами, вообще не мыслители. Это тайные художники: поэты без стихов, живописцы без красок, певцы без песен.
***
...там, где мы переходи от потенции к деянию, от возможности к осуществлению, там мы становимся причастны к чистому бытию, делаем крохотный шаг в сторону совершенного и божественного.
***
Мир есть, но не тот, который постоянно жил бы в нас и никогда нас не покидал. Есть лишь один мир - тот, чт опостоянно, вновь и вновь завоевывается в непрестанных, каждодневных битвах.
***
С мужчинами можно вести умные и приятные беседы, они умеют ценить труд художника, но все остальное: беззаботная болтовня, нежность, игра, любовь, тихая радость без мыслей - всему этому нет места среди мужчин; для этого нужны женщины и странствия и все новые дороги и все новые картины.
***
...это было, пожалуй, еще и смелее и величественнее - предавать себя во власть свирепого потока, погружаться в хаос жизни, грешить и пожинать горькие плоды своих грехов, вместо тогг чтобы, умыв руки, вести чистую жизнь вдали от мира, вырастить себе прекрасный сад мыслей, полный гармонии, и безгрешно гулять меж своих ревниво оберегаемых цветов и растений. пожалуй, это было тяжелее, опаснее и благороднее - шагать в прохудившихся сапогах по лесам и дорогам, вкушать солнце и ненастье, голод и беду, забавлять себя чувственными радостями и платить за них страданиями.
***
...человек с высоким предназначением может глубоко погрузиться в кровавую, хмельную сумятицу жизни и запятнать себя грязью и кровью, не став при этом ничтожным и подлым, не убив в себе божественное; что он может долго блуждать в кромешном мраке и сберечь в алтаре души своей божественный свет, не растеряв творческую силу.
***
Видишь ли, боль - славная штука, она сделала меня умнее.
***
А как же думаешь умирать ты, Нарцисс? Ведь у тебя нет матери... Без матери нельзя любить. Без матери нельзя умереть.