Seemingly impossible is possible.
Problemet är inte okunskap, utan förutfattade meningar.
När ens världsbild skiljer sig från statistiska fakta, då blir det intressant.
Problemet är inte okunskap, utan förutfattade meningar.
När ens världsbild skiljer sig från statistiska fakta, då blir det intressant.
Опробовали нововведение этого учебного периода – тематические дни. Суть в том, что один учебный день посвящается какой-либо проблеме, и все занятия – лекции, дискуссии, групповая работа, самостоятельное реферирование прессы – так или иначе затрагивают разные аспекты «повестки дня». Тема на сегодня – «Третий мир. Отношения восток-запад, север-юг». И ничто не предвещало – обсуждалась проблема современного рабства, неравномерного развития стран, бедность/болезни/плохая экология в африканских странах, привычка европейцев всему миру навязывать свои стандарты во всем. А на четвертой паре нам показали фильм о Хансе Руслинге, профессоре Каролинского института. Знаменит он тем, что основал шведскую секцию организации «Врачи без границ», его лекции о состоянии здоровья людей в глобальном масштабе собирают тысячи слушателей по всему миру. Он же придумал «живые диаграммы», которые наглядно и доступно, на основании свежайшей статистики, показывают, как изменились самые различные социально-демографические показатели (продолжительность и качество жизни, уровень детской смертности, уровень рождаемости) в разных странах. Гугл готовит интерактивный информационный проект на основании разработок Руслинга. Но поражает больше всего в этом человеке даже не титанический ум, сумевший охватить океаны информации и превратить их в сложнейшую динамичную, соответствующую конкретному моменту времени, систему – поражает его энтузиазм и увлеченность своим делом, какая-то детская восторженность, готовность и умение увлекательно объяснять наш мир и происходящее в нем. То, что шведы называют engageming и больше всего ценят в людях. Погруженность в тему. Я даже немного завидую Руслингу – должно быть, здорово найти занятие по душе, которому можно посвятить всю жизнь, не потому что «надо», а потому что любопытно, и при этом не стать ученым сухарем, знакомым досконально и исключительно со стенами своего кабинета и несколькими догматическими изданиями. Такие, как Руслинг, закладывают основы будущих наук, которые сейчас пребывают в туманно-размытом состоянии. Международное здоровье, экология, регионоведенье (!), вопросы интеграции – да мало ли сегодня существует областей знания, которые кажутся нам темным лесом. Так вот, возможность нарабатывать материал для того, чтобы в будущем «деревья» в этом «темном лесу» стали такими же привычными науками, как сегодня – социология, физика, экономика, обществознание – она в руках нынешних студентов, у нас в руках! По сути, кто – если не мы?
И - с пятого на десятое: Руслинг, по-моему, один из немногих ученых-оптимистов. Нет, не из орды позитивно настроенных слепцов, не замечающих реальных проблем – вольно или невольно, а именно из тех, кто, сознавая все сложности и загогулины, способен видеть положительную динамику ситуации. Более того, из тех, кто смотрит на мир объективно – отрешившись от западных мыслительных шаблонов из серии «нищий, необразованный, примитивный, ни на что кроме добычи сырья не годный третий мир». «Проблема не в невежестве, а в предвзятом отношении». «Самое интересное начинается, когда чье-то восприятие мира идет вразрез со статистикой». И это, черт побери, верно. Стоит на секунду обратиться к настоящему положению вещей, как открываешь для себя столько удивительного – хотя бы то, что со времен войны продолжительность жизни и рождаемость во Вьетнаме и США сравнялась, что за какое-нибудь десятилетие детская смертность в Египте снизилась с 20 до 4 процентов, что индийские студенты-медики гораздо глубже знают свой предмет, нежели их западные коллеги. И таких примеров масса.
Сознание того, что на мир можно и нужно порой смотреть под другим углом, приводит меня в необъяснимое и, может быть, неуместное восхищение. Что-то подобное, наверное, чувствует жадный до знаний «книжный червь», в распоряжение которого предоставлена богатая библиотека – сколько нового я могу узнать, сколько информации почерпнуть! Что-то в этом роде, вероятно, переживает прозревший слепец – для всегда видевших людей мир вокруг сер и привычен, а для него – целое открытие…
Для любопытных: www.gapminder.org/