воскресенье, 15 ноября 2015
![](http://static.diary.ru/userdir/2/6/6/7/266793/83556454.jpg)
Наконец посмотрела минисериал "Джонатан Стрендж и мистер Норрелл". Жаль, что всего семь серий: только я успела к ним ко всем привыкнуть, а уже всё, конец истории. Когда читала роман, проект только стартовал, и как-то не было похоже, что он получит успешное развитие. В сети обнаружилось несколько промо-фотографий, из которых можно было заключить, что актерский состав никуда не годится, потому что у меня железный обоснуй: я героев не так представляла! Тогда в сети вообще находилось крайне мало информации "по фандому", зато теперь, после выхода сериала, народ как бы прозрел - о, еще один мотивчик для обожания и творчества. Я сама вон взялась переводить фанфик энное время назад, когда о мистере Норрелле слыхали только любители очень длинных, обстоятельных английских историй. Подозреваю, руки недремлющих поклонников уже давно добрались до этого рассказа, ресурс-то один-единственный, и наверное существует канонический перевод, но мне не хочется отступаться - будет у меня апокрифическая версия.
Это не рецензия! Так, некоторые впечатленияЧто сказать о фильме? В романе самое ценное - бесконечные ссылки, потрясающе проработанная мифическая библиография, внутренняя история, но ссылки, увы, экранизировать нельзя.
Повествования как будто пресноватое, такое... ненасыщенное, водянистое... но в целом мне скорее понравилось. Даже с актерами и их трактовками характеров я как-то свыклась за семь серий.
К дворецкому Стивену Блэку - вообще никаких претензий, в нем и правда чувствуется стать и достоинство тайного короля.
Стрендж поначалу немного комичен, этакий знатный недотепа, не знающий, чем себя занять. Баловень судьбы и неожиданного таланта с непреходящим шальным восторгом на лице, с которого ни на секунду не сходит призрак улыбки, даже в самые трагические минуты. К его чести надо заметить, что все тумаки магии и непреодолимого рока все же идут персонажу на пользу, и постепенно он перестает напоминать шкодливого щенка. В плюс к добродушию, которое никуда не девается и после войны, добавляется горчинка и грусть жизненного опыта - и это его украшает. Ну а венецианское безумие и возвращение его в Англию вместе с тьмой и вовсе пугает; задумаешься, как надо довести человека, чтобы милейший джентльмен так вот разошёлся...
Мистер Норрелл по сравнению с книжной версией себя существенно помолодел и как-то почеловечнел. В романе он меня прямо-таки бесил своей ограниченной заносчивостью, бесхарактерностью, скаредностью старушки-процентщицы в вопросе дележки знаниями, своей злонравностью, каким-то мелким пакостничеством. А вот мистер Норрелл Энди Марсана вызывает сочувствие: бедная маленькая напуганная мышка в большом старом доме, где, несмотря на долгое отсутствие, продолжает править Король Ворон. И ей не взять под контроль Магию, не устоять перед исконными силами - и она, мышка, это знает, и все равно противится, отрицает, борется, пытается предать забвению хозяина дома. Опять же, с подспудным осознанием бесполезности возни.
Мистер Сегундус получился донкихотистый и какой-то трогательный. Хороший честный парень, немножко ботанского склада, который без раздумий кинется на помощь друзьям, даже если не обладает достаточной силой для борьбы. И глазищи эти его огромные, прозрачные, вечно изумленно распахнутые - как будто его все происходящее крайне удивляет, то есть, как будто он что-то предпринимает наугад и удивляется, что из этого выходит что-то путное...
Джентльмен с волосами как пух на отцветшем чертополохе, говоря по чести, вызывал у меня только усмешку вместо положенного страха. Слишком уж он нарочит, выглядит пародийно с наклеенными кустистыми бровями. Это же эльф, неуравновешенная стихия! А он походил на старорежимного напыщенного дворянина с дурным характером. Ему бы побольше непостоянства и легкомыслия, опасного для окружающих, такого безумия в духе Шляпника... или припадочности а-ля Джим Мориарти. А то он, честное слово, как дорогой Леонид Ильич. И линзы, кстати говоря, на свет были видны.
Ласселз и Дролайт - шерочка с машерочкой, каждый по-своему отвратителен, как им и положено. Тут много не скажешь.
Однозначное лучшее, что было в книге и фильме - это Чилдермас. Не привлекающий к себе внимания персонаж из полутени, вечный второй план в силу своего социального положения, но зато - несомненный ум, смекалка, практическое знание людской натуры и света, свои принципы и понятие чести. И возится он с мистером Норреллом, как многотерпеливая нянька с неразумным дитятей, изредка позволяя себе закатить глаза. Но что мне нравится в нем больше всего (помимо драматичной внешности и манеры поведения), так это его непринадлежность ни к одной из магических партий; себе на уме, он между делом присматривает путь к единственно верному решению - к возвращению традиционной английской магии.
Да, еще хорошее, кроме Чилдермаса - это визуальный ряд. Приятная британская каменистая серость и зелень, оплетенный сухим кустарником особняк, одинокое дерево в кадре... глаза радуются.
@темы:
культура,
JSamN