Listen how calmly I can tell you the whole story
Хорошая книга. Вот прямо хорошая, я бы могла без сомнений порекомендовать ее, например, моей начальнице с филологическим прошлым и избирательным вкусом.
Роман 2024 года издания о подпольных реставраторах. После прочтения аннотации мне почему-то показалось, что это городское фэнтези, но нечто в синопсисе меня все же зацепило, осталось желание прочитать. Ничего сверхвыдающегося я не ожидала, но в порядке приобретения опыта – отчего бы и не ознакомиться? Однако стоило начать, как я с удивлением обнаружила ошибку собственного мозга: фэнтези-мотив мне померещился, роман написан в реалистической манере. Более того, буквально с первых страниц он оказывает неотвратимо-обаятельное влияние, и от текста невозможно оторваться.
Чем эта книга хороша?
*** Петербург, как место действия. Не абстрактный образ, этакий размытый фон, а конкретные адреса, которые легко найти на панорамах вэб-карт. Петербург, сопровождаемый звуками трубы дяди Миши. Петербург реальный, узнаваемый, знакомый.
*** Симпатичные персонажи, яркие, наделенные индивидуальностью, с хорошо прописанными характерами, сообразно которым они и действуют. Герои кинематографичные, их легко представить в экранизации. Мое воображение упорно визуализировало главного героя Нельсона в виде диггера Даниила Давыдова )) Хотя по отдельным деталькам был понятно, что источником образа славного керамиста-раздолбая послужил, вероятно, БГ.
*** Аллюзии. Литературная игра, не слишком сложная, чтобы игроки любого уровня подготовки могли почувствовать себя победителями. Но и не слишком очевидная, так что и человеку с читательским опытом потребуется некоторое время ее заметить.
*** Неплохой язык. Современные произведения часто разочаровывают примитивным нескладным языком. Баснер пишет просто, но выразительно, уместно-красочно, манера речи меняется в зависимости от того, чьи мысли автор передает косвенно речью.
*** Нетривиальный сюжет, динамичный, содержащий неожиданные, но логически оправданные повороты. Рояль из кустов на протяжении романа не появлялся, к счастью.
*** Верибельность. По повествованию чувствует, что автор на совесть поработала с матчастью, поэтому используемые детали, нюансы, тонкости реставраторского искусства вплетаются в рассказ органично, не выглядят так, будто их насыпали сверху без разбору для придания пущей серьезности.
*** Личность автора. Молодая женщина (1991 год рождения! Я вот все не могу изжить в себе ощущение, что люди, родившиеся в 90е – еще должны быть детьми) , поработавшая в Университете Сбера (да, мне приятна ее причастность к банковской сфере) и окончившая курсы писательского мастерства. То есть насколько же она талантлива, если ее дебютный роман так хорош?!
Что мне не понравилось в книге?
Заигрывания с современной повесткой. В данном случае я подразумеваю комплекс новых резонансных общественных явлений, не столько «радужную» часть этого комплекса. Политический активизм. Участие в митингах. Акционизм, привлекающий внимание к тем или иным проблемам с помощью эпатажа. Принятие недостатков тела, как манифест. Феминизм, в том числе в употреблении феминитивов. Тонкие-звонкие девочки творческих профессий, пьющие модный пуэр на уютных кухонных подоконниках. Я так и не смогла ответить себе на вопрос: автор на полном серьезе включила эти темы и образы в роман, потому что они ее волнуют, она их поддерживает и разделяет? Или это необходимые по сюжету декорации, создание органичной атмосферы для каждого выведенного персонажа? В изображении «повесточных» явлений Баснер нейтральна – она не утверждает, что вот это исключительно хорошо и прогрессивно, а вот это – гнилье, мещанство и прошлый век. Читатель волен определиться сам с отношением к описанным вещам. Вместе с тем, адепты сверхновых взглядов в романе кажутся чуть-чуть утрированными. Создается легкое впечатление, что Баснер подтрунивает над своими юными либералами-революционерами. Все идеи, кажущиеся столь горячими и актуальными, все веяния моды, в том числе моды интеллектуальной и политической – сиюминутны и преходящи по сравнению с идеей поддержания вечной жизни Города. По сравнению с бессмертием искусства. И вот из этого противоречивого изображения прогрессивных взглядов и родилось мое «не понравилось». Как будто «Мы переживаем за наших туристов в Конго… А, мы переживаем, но за другое!»
Роман 2024 года издания о подпольных реставраторах. После прочтения аннотации мне почему-то показалось, что это городское фэнтези, но нечто в синопсисе меня все же зацепило, осталось желание прочитать. Ничего сверхвыдающегося я не ожидала, но в порядке приобретения опыта – отчего бы и не ознакомиться? Однако стоило начать, как я с удивлением обнаружила ошибку собственного мозга: фэнтези-мотив мне померещился, роман написан в реалистической манере. Более того, буквально с первых страниц он оказывает неотвратимо-обаятельное влияние, и от текста невозможно оторваться.
Чем эта книга хороша?
*** Петербург, как место действия. Не абстрактный образ, этакий размытый фон, а конкретные адреса, которые легко найти на панорамах вэб-карт. Петербург, сопровождаемый звуками трубы дяди Миши. Петербург реальный, узнаваемый, знакомый.
*** Симпатичные персонажи, яркие, наделенные индивидуальностью, с хорошо прописанными характерами, сообразно которым они и действуют. Герои кинематографичные, их легко представить в экранизации. Мое воображение упорно визуализировало главного героя Нельсона в виде диггера Даниила Давыдова )) Хотя по отдельным деталькам был понятно, что источником образа славного керамиста-раздолбая послужил, вероятно, БГ.
*** Аллюзии. Литературная игра, не слишком сложная, чтобы игроки любого уровня подготовки могли почувствовать себя победителями. Но и не слишком очевидная, так что и человеку с читательским опытом потребуется некоторое время ее заметить.
*** Неплохой язык. Современные произведения часто разочаровывают примитивным нескладным языком. Баснер пишет просто, но выразительно, уместно-красочно, манера речи меняется в зависимости от того, чьи мысли автор передает косвенно речью.
*** Нетривиальный сюжет, динамичный, содержащий неожиданные, но логически оправданные повороты. Рояль из кустов на протяжении романа не появлялся, к счастью.
*** Верибельность. По повествованию чувствует, что автор на совесть поработала с матчастью, поэтому используемые детали, нюансы, тонкости реставраторского искусства вплетаются в рассказ органично, не выглядят так, будто их насыпали сверху без разбору для придания пущей серьезности.
*** Личность автора. Молодая женщина (1991 год рождения! Я вот все не могу изжить в себе ощущение, что люди, родившиеся в 90е – еще должны быть детьми) , поработавшая в Университете Сбера (да, мне приятна ее причастность к банковской сфере) и окончившая курсы писательского мастерства. То есть насколько же она талантлива, если ее дебютный роман так хорош?!
Что мне не понравилось в книге?
Заигрывания с современной повесткой. В данном случае я подразумеваю комплекс новых резонансных общественных явлений, не столько «радужную» часть этого комплекса. Политический активизм. Участие в митингах. Акционизм, привлекающий внимание к тем или иным проблемам с помощью эпатажа. Принятие недостатков тела, как манифест. Феминизм, в том числе в употреблении феминитивов. Тонкие-звонкие девочки творческих профессий, пьющие модный пуэр на уютных кухонных подоконниках. Я так и не смогла ответить себе на вопрос: автор на полном серьезе включила эти темы и образы в роман, потому что они ее волнуют, она их поддерживает и разделяет? Или это необходимые по сюжету декорации, создание органичной атмосферы для каждого выведенного персонажа? В изображении «повесточных» явлений Баснер нейтральна – она не утверждает, что вот это исключительно хорошо и прогрессивно, а вот это – гнилье, мещанство и прошлый век. Читатель волен определиться сам с отношением к описанным вещам. Вместе с тем, адепты сверхновых взглядов в романе кажутся чуть-чуть утрированными. Создается легкое впечатление, что Баснер подтрунивает над своими юными либералами-революционерами. Все идеи, кажущиеся столь горячими и актуальными, все веяния моды, в том числе моды интеллектуальной и политической – сиюминутны и преходящи по сравнению с идеей поддержания вечной жизни Города. По сравнению с бессмертием искусства. И вот из этого противоречивого изображения прогрессивных взглядов и родилось мое «не понравилось». Как будто «Мы переживаем за наших туристов в Конго… А, мы переживаем, но за другое!»
Любопытный читательский опыт: так вышло, что с небольшой разницей во времени я прочитала два отличных романа, и они оказались неуловимо схожи внутренней атмосферой. Как раз «Парадокс Тесея» и «Я исповедуюсь» Жауме Кабрэ, о котором я еще не рассказывала здесь. В обеих книгах есть охота за антиквариатом, истории строятся вокруг одного предмета искусства, который идет сквозь время, утрачивается и обретается, и в каждом романе герои оказываются взаимосвязаны паутиной случайных встреч и пересечений еще до того, как познакомятся по-настоящему. Две книги добавились в мой неоформленный мысленный список произведений, оставивших по себе сильное впечатление. Нынешний год выдался богатым на такие находки.