2 декабря побывала на открытом интервью с Янушем Вишневским, но это событие как-то выветрилось из головы под воздействием более насущных проблем, и только сегодня, увидев у однокурсницы книгу "Одиночество в сети", я вспомнила, что собиралась написать небольшой отчет. Итак...
Не люблю, когда ярлык "культовый" вешают на действительно достойные произведения литературы и на самих авторов. Культ - это нечто из области массового потребления, "опиум для народа". Когда большинство начинает водить хороводы вокруг свежевыпущенного романа и бить земные поклоны писателю, это означает, что чтиво незамысловато, отвечает потребностям, написано под требования эпохи и народа, который во все времена хотел хлеба и зрелищ, желательно, максимально доступных обывательскому пониманию. "Одиночество в сети", разумеется, нельзя отнести к краеугольным камням литературы, но на фоне прочих "шедевров" эта история не кажется такой уж пустой. К вопросу о массовости прочтения: да, наверняка у половины Питера теперь на книжной полке есть том Вишневского, но это, поверьте, далеко не та вещь, которую можно между прочим пролистать в метро по дороге на работу. Это настолько личное, тонко прочувствованное и пойманное в силки слов, настолько сильное и правдивое, что для чтения необходимо одиночество, сосредоточение.
В отличие от книги, встреча с автором не произвела на меня столь сильного положительного впечатления. Интервью проводилось в одном из торговых залов Дома книги, желающих поглазеть-послушать собралось изрядное количество. Пан Вишневский поприветствовал публику по-русски, чем вызвал восторг поклонников. Далее корреспондент "Вечернего Петербурга" начала беседу, а все хорошее закончилось. Речь журналистки била по ушам глубокомысленным "э-э-э" (сразу вспомнила, что получается, когда готовишь доклад на семинар за пять минут до выступления), а переводчика, несмотря на микрофон, вовсе не было слышно. Послушав минут двадцать польскую речь и уловив, что "Одиночество в сети" - это исповедь непризнанного ученого, я поехала домой. Думаю, что ответ на главный вопрос так и не был озвучен, а значит, жалеть об упущенном не следует.
Мне не нужно то, что рядом. Меня это совсем не интересует.
Мне необходимо недостижимое, которое (заведомо ясно) никогда не станет моим.
Так зачем мечтать о том, чего не можешь достать?
Или... мечтаешь потому, что никогда не достанешь.
Декаданс, как ему и положено, разлагающе воздействует на состояние духа. Проверено на личном опыте. Никогда не читайте больше одного произведения герра Пилявского в день. Ибо передозировка опасна для душевного равновесия. Как-нибудь на досуге я напишу об этом феноменальном явлении российской "бархатно-подпольной" литературы.
P.S. Институтская перловка, мало относящаяся
Из текста о Х.К.Андерсене
Andersen foeddes i Odense.
Перевод: Андерсен родился в Одессе.
Однажды мой славный друг, который как-то перешел в разряд братьев, подарил мне эту чудесную песню... Теперь я вспоминаю то сладкое весеннее одиночество, когда мы, разделенные тысячей километров, жили одной музыкой.
Luna tu
Quanti sono i canti che hai ascoltato gia
Desideri che attraverso i secoli
Han solcato il cielo per raggiungerti
Porto per poeti che non scrivono
E che il loro sennospesso perdono
Tu accogli i sospiri di chi spasima
E regali un sogno ad ogni anima
Luna che mi guardi adesso ascoltami
Luna tu
Che conosci il tempo dellйternita
E il sentiero stretto della verita
Fa piu luce dentro questo Cuore mio
Questo cuore d’uomo che non sa, non sa
Che l’amore puo nascondere il dolore
Come un fuoco ti puo brucaire l’amima
Luna tu
Tu rischiari il cielo e la sua immensita
E ci mostri solo la meta che vuoi
Come poi facciama quasi sempre noi
Angeli di creta che non volano
Anime di carta che si incendiano
Couri come foglie che poi cadono
Sogni fatti d’aria che svaniscono
Figli della terra e figli tuoi che sai
Che l’amore puo nascondere il dolore
Che l’amore puo nascondere il dolore
Come un fuoco ti puo brucaire l’amima
Come un fuoco ti puo brucaire l’amima
Alba lux, diva mea, diva es silentissima
Ma e con l’amore che respira il nostro cuore
E laa foorzaa che tutto muove e illumina! . . .
Alba lux, diva mea, diva es silentissima !... . . . . .
Доступ к записи ограничен
Я пишу их краткое содержание и, возможно, даже небольшой отрывок оттуда.
Отметившийся - вешает себе.
Заметила любопытную тенденцию: на улицах, в транспорте, в магазинах ко мне постоянно подходят мужчины [тип "старого и мудрого" - этакий потрепанный судьбой, много повидавший, с огромным жизненным опытом, лет 40-45], произносят что-нибудь загадочно-судьбоносное и исчезают. Давеча ехала в трамвае к метро Озерки, уже собралась выходить, когда такой вот "прорицатель" доверительно сообщил мне:
-Тебе еще повезет...
Хотела поинтересоваться, с чего он взял, будто мне сейчас не везет, но не стала вступать в разговор. От таких "старых и мудрых" сложно отвязаться.
Завидую людям без фантазии, лишней эмоциональности, склонности к самокопанию,и прочих мещающих учебному процессу качеств, проще говоря - ботаникам. Или карьеристам, которые видят перед собой одну только цель и идут к ней несмотря ни на что. Или просто людям, умеющим прилежно и продуктивно работать. Лу ни к одной вышеперечисленной категории не относится, к собственному великому сожалению. На мне висят 3,5 курсовые, а я... Понимаете, какая животрепещущая проблема: мучаюсь, писать ли письмо другу.
Новый год (год у меня начинается в сентябре, вместе с универом) стратовал как-то странно: полнейшее отупение и нежелание что-либо делать и даже (!) думать. Хваталась за голову: что со мной происходит? Куда я качусь? И вот, пожалуйста, необъяснимая хандра сама собой закончилась, напала жажда деятельности, мозговой и физической, чему я очень порадовалась. Вспомнила, что давно не писала А.М. Настрой был решительный и лиричный, как раз чтобы от всего сердца поговорить с хорошим знакомым. И вот тут...
Да, я люблю создавать себе проблемы на пустом месте, ибо, как говорил маэстро Андрей Белянин, "пусто место свято не бывает."
Если отбросить этот ёрнический тон, то я и правда в некотором затруднении. С одной стороны, очень хочется послать весточку, рассказать ему о наших земных делах, может быть, если получится, узнать, что у него происходит, где он сейчас, чем занят. Ведь приятно, когда о тебе помнят, тобой интересуются. НО. Меня останавливают две мысли. Во-первых, письмо, в силу особенностей моего авторского стиля и склада ума, будет напоминать бред безобидного психа. Да, я не умею пересказывать событийность, передаю эмоции, впечатления, мысли, настроение... Даже если я найду, к чему привязать это "произведение", возникает следующая проблема, нравственного характера. Мне бы, откровенно говоря, не хотелось, чтобы мое послание оказалось единственным в его почте. Почему? Потому что в таком случае выходит, что все его друзья прекрасно знают - нельзя мешать человеку в благородном деле закаливания души, а тут с выходом из-за печки Рина со своими глупостями. К тому же гендерный фактор, будь он неладен. Почему нельзя вести с мужчиной дружескую переписку, не опасаясь постоянно за то, что твои слова привратно истолкуют?! Безусловно, если избавиться от кучи предрассудков, то станет легче, но не гарантирует нейтральности А.М. Черт, как все сложно... Я запуталась.
И совета, кстати, просить бессмысленно. Во-первых, я им никогда не следую. Во-вторых, все в один голос говорят "обожди".
Доступ к записи ограничен
Сегодня утром в трамвае видела своего настоящего отца. Пока сослепу терзалась, он это или нет, он вышел, на Обручевых. Кажется, там автомастерская, в которой он работает. Но, наверное, это и к лучшему, что мы не разговорились, а то пришлось бы выслушивать, какая я выросла красавица, умница, бла-бла-бла, и безнадежно ждать каких-то главных слов, которые он никогда не скажет. Тут же возникает вопрос: каких именно?
Порой мне хочется спросить, счастлив ли он со своей теперешней семьей, вспоминает ли мою маму, что вообще у него творится в жизни. Но задушевные разговоры подобного рода между сбежавшим папашей и взрослой дочерью возможны только в слезливом фильме. В реальности ни один вопрос не получит ответа. Всё будет "нормально, живем, держимся."
Сегодня намечается плодотворный вечер, плавно переходящий в творческую ночь. Сначала, конечно, нужно добить универовские задания, дочитать монографию про викингов, дописать классификацию конфликтов, познакомиться с товарищем Гербертом Спенсером, а потом... Потом начнутся танцы на полях (с) Кошка Мёбиуса
[J]И... да. Нашла себе созвучие на этот период бытия. A-ha. [/J]
- Я говорил, что я влюблен?
- И снова, несомненно, в осень?
- Ты видишь в небесах огонь?
- Ты делать фейерверки бросил
Уже давно – ну вспомни сам.
- Я больше вспоминать не в силах, –
Позволь мне вновь закрыть глаза.
Чтоб в сны, как в море уносило.
У нас конфликтолог - араб. Уже 19 лет живет в России, но по-русски все еще говорит забавно. Выдал сегодня на лекции:
"В Йемене люди горячие. Они ходят с бомбой в кармане, как с пачкой сигарет. Они ходят с пистолет, как мобильный телефон. Они ходят с автомат, как с зонтом. Считается, это чтобы мужчина был красивый. Без автомата мужчина не красивый."
Специально записала перлы Беговатова: "Как говорил небезызвестный Зигмунд Фрейд, неудовлетворенное либидо - двигатель прогресса. Поскольку Фридрих II как мужчина не состоялся, то и удовлетвориться он не мог, что вылилось в блестящие военные победы. А вообще поговаривали, что военные советы у Фридриха проходили особым образом: после окончания совета офицеры не расходились сразу. Король бросал платочек, и на кого он упадет, тот должен задержаться минут на пятнадцать. Дальше отношения переходили в плоскость "Дулин-Михалыч", - тут Беговатов выдержал паузу и добавил значительно, - "но в отличии от Михалыча, Фридрих не кочевряжился."
На семинаре у того же Беговатова моя одногрупница делает доклад о Вестфальскои мире.
Надя: Вторая дипломатическая миссия находилась в Мюнстере.
Беговатов: О, Мюнстер! Для меня это город женских слез... Но не сами слезы запомнились мне, а то, как быстро они высохли...
Герой-любовник, блин...
На лекции по русскому и культуре речи преподавательница продемонстрировала вкладыш-аннотацию из бисептола. Там черным по белому написано: "Препарат не назначается новорожденным и недоноскам."
Еще случай из преподавательской практики. На паре русского в иностранной группе студенты чертят таблицу (представьте: язык они учат всего лишь один год и с фразеологией нашей незнакомы). Один китаец сидит и ничего не делает.
Препод: почему вы не работаете?
Студент: у меня нет линейки.
Препод: ну чертите от руки.
Китаец недоуменно косится на свои руки и спрашивает: как?
Препод отмахивается: ну на глаз...
В программе много разных любопытных предметов: история межународных отношений, конфликтология, социология, культура речи, история стран Северной Европы. Только нашей шведки, похоже, не будет - она нас сдала другому преподавателю. Неужели мы, такие милые, белые и пушистые, ей надоели?! Хотя, если посмотреть с ее точки зрения, ничего удивительного: десять бездельников, не способных выучить порядок слов в придаточном предложении, - это определенно не та аудитория, с которой хотелось бы работать внучке Михаила Стеблин-Каменского.
Да, повстречалась мне моя "закадычная подруга" Настя... Я-то, наивная, молила Бога, чтобы она вышла замуж и бросила универ. Не дождетесь! Свежа, как майская роза, продолжает ныть на тему, что все вокруг хуже некуда, что преподы - звери, никому невозможно сдать экзамен (Внимание! Это только начало учебного года!), предметы нудные и проч. и проч. Разносчица негатива, блин.
А так, все здорово. Есть чего ждать и на что надеяться.
Желаю успеха всем, кто сегодня с новыми силами приступил к разгрызанию гранита науки.

Начала набирать перевод, готовьтесь читать заметки немецкого журналиста

...и еще. Нашла диск Ночных снайперов. Казалось, Арбенина давно "отлюблена" и прочно забыта. Но нет... Слушаю и понимаю, что вот как раз ее лирика сейчас наиболее уместна. Хочется загрузить мозг чужой философией.