Listen how calmly I can tell you the whole story
Сирень
В своем бедном, заросшем травою саду,
Где сорняк зацветет разве что от тоски,
Чародейной сирени куст посажу -
Пусть лиловою негой исходят цветки,
Пусть нескромная роскошь соцветий зовёт
Пчёл звенящих и призраки Вечной Весны
Пригубить бы сиреневых сумерек мёд
И смотреть наяву вдруг ожившие сны...
А потом возвратиться в реальность с грозой,
Свежий сумрак в открытые окна впустить,
Слушать шелест и дроби воды дождевой
И поверить, что нет причины грустить.
Если все же раскроет объятья тоска
Невозможности встречи, горюй-не горюй,
Я губами коснусь пышной грозди слегка -
Я надеюсь, ты чувствуешь мой поцелуй...

май-июль 2009г.

@темы: посвящение, творчество, стихи

18:33

Черта

Listen how calmly I can tell you the whole story

Есть у меня такая неискоренимая страсть - перед переменой мест проводить линии разных цветов, толщины и начертания. Поскольку завтра уезжаю на дачу - постольку вот она, очередная черта.
К великому своему счастью, завершила работу. Последняя лекция добита, десять вопросов есть. Четвертая, вопреки чаяньям, оказалась ничуть не содержательнее второй, но сознание того, что победный финал близок заставил мое воображение мобилизоваться, изощриться и сделать что-то из ничего. Кстати! Для меня лично новость о том, что родной ИМОП тоже использует среду Moodle (по крайне мере, обучает преподавателей работе с ней) стала серьезным культурным шоком. Я-то искренне считала, что заумь вроде электронных тьюторов - это внутреннее дело одного МБИ, где так много любителей пострадать фигней за идею. Но идея распространяется. И моя интуиция подсказывает, что в скором времени у меня есть шанс устроиться методистом на полставки в родном вузе. Тьюторное мозгоедство продолжается.
У меня будет 23 дня на то, чтобы завершить всё начатое, а его немало. Посему, вооружившись девизом "Ни дня без строчки", буду строчить. 23 дня - это три недели с небольшим. Кажется, не так уж много. Поэтому ни минуты нельзя будет провести в безделье - не столько ради того, чтобы успеть сделать что-то глобальное. Ради того, чтобы несколько растянуть время. Странный, но подтвержденный практикой закон: чем больше ты занят, тем больше времени откуда-то берется.
На сладкое - немного музыки. Однажды, мне было лет 12, наверное, по каналу СТС тогда еще порой крутили клипы в перерывах между передачами, я услышала композицию Ванессы Мэй "Destiny". Я не запомнила самой мелодии, но в памяти совершенно ясно отпечаталось, что музыка была очень красивой. Много-много лет (целых 8!) воспоминание жило фантомом, и только вчера я нашла то, что искала.



Эта песня тоже родом из ранней юности (самой смешно - уже тогда меня привлекали шаманские мотивы). Мне нравится атмосфера, созданная в кадре: умиротворяющая, медитативная и какая-то очень естественная. Как будто не режиссер ставил эту сценку, как будто за кадром не было людей и техники и пр. Словно все происходило по правде.


17:50 

Доступ к записи ограничен

Listen how calmly I can tell you the whole story
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

Listen how calmly I can tell you the whole story

Сегодня мне приснился Dies irae, день гнева. Что ж, если Армагеддон действительно будет таким, то я, считай, подготовилась.

upd.


Текст на интеллект. Спорим, вы не угадаете больше 25 известнейших лиц?!

Вы тонкий интеллектуал, однажды что-то увидев, не забываете никогда; с вами легко вести беседы на самые разные темы.

Вы ответили правильно на 39 вопрос(ов/а).

@темы: ночная галлюцинация, voices in my head

19:38 

Доступ к записи ограничен

Listen how calmly I can tell you the whole story
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

21:23

Listen how calmly I can tell you the whole story

На сервере stihi.ru есть электронный сочинитель стихотворений :spriv:. Вводишь в окошко две первые нерифмующиеся строки четверостишия, а потом выбираешь из предложенных две оставшиеся.

1. порой мне кажется, что некоторые особо плодовитые и заумные авторы пользуются именно этим способом

2. я, наверное, безнадежно отстала от жизни, но мне всегда казалось (да и сейчас я придерживаюсь такого мнения), что писать стихи, действительно хорошие, честные, непустые, можно только тогда, когда правильные слова становятся в идеальном порядке, так, что иначе просто не скажешь. Будь то результат нахлынувших эмоций или длительно вынашиваемых мыслей. Главное, что ты не насилуешь мозг, перебирая возможные рифмы, мучительно придумывая образы пооригинальней - просто так сказалось, спелось. Вроде бы без твоего сознательного участия.

Потому что душа - это, все-таки, не сознание. Это гораздо шире, глубже и тоньше. Это так же сложно, как человек в целом - только совершеннее.

Есть множество произведений, созданных далеко не профессионалами стихосложения (да и применимо ли к области словесности понятие "профессионализм"? ), которые мне кажутся жемчужинами поэзии. По разным причинам. В большинстве случаев потому, что случилось редчайшее совпадение состояний. Знаете, как это бывает... Вдруг понимаешь, что автор как-то дословно угадал все то, что ты переживаешь. Хочется подписаться под каждым словом, а потом молча крепко пожать автору руку или со слезами на глазах прошептать "Спасибо..."

Вера Полозкова. Обнаружено по цитате из подписи пользователя chip@

@настроение: задумчиво-романтическое

@темы: стихи, мысли-чувства

Listen how calmly I can tell you the whole story
Меня перевели на бюджетное отделение. О, мечта трех лет!
"Лучше поздно, чем никогда," - подумал еврей, опуская голову на рельсы и глядя вслед уходящему поезду.

@настроение: Goodnight moon

@темы: in der Uni

Listen how calmly I can tell you the whole story
Небольшое лирическое вступление о культуре Скандинавии вообще (так, наблюдения). Ей присущи две особенности: во-первых, свобода от понятия "как надо, чтобы было по-европейски". Ну не работают здесь общепринятые стереотипы, ярлыки, правила и пр. Определенная изолированность от континентальной Европы оберегла скандинавов от разного рода табу и заставила искать собственные средства выразительности. Знатоки утвердают, что именно по этой причине шведское порно - одно из самых отвязных. По этой причине скандинавское искусство осмеливает говорить на те темы, которые не являются широко обсуждаемыми в прочем цивилизованном мире, и говорить теми словами, которые оно считает нужными.
Во-вторых, североевропейские страны, в частности, Швеция, были и остаются закрытыми для культурной экспансии Запада (даром, что ли, они социализм построили?), причем в очень интересном разрезе. Они никогда не противостояли веяниям из-за Атлантики, никогда специально не ограничивали наплыв продуктов киноиндустрии, музыки, литературы, моды и пр.- да и как это сделать в условиях почти единого мира? Просто все эти "подарки" из-за бугра никогда не возводились в Швеции (еще раз подчеркну, что рассматриваю ее одну ради удобства. Прочие скандинавские страны, за исключением разве что Дании, ведут себя точно так же) в статус настолько культовых, чтобы бездумно ассимилировать их в собственную культуру. Всегда шведы находят, что из родного и понятного можно противопоставить зарубежному. И конкуренция здесь, похоже, не в пользу пришлого. Да, шведы смотрят американские блокбастеры - но как-то не стремятся подражать, снимая собственное кино. Зачастую фильмы просто не озвучиваются по-шведски, достаточно субтитров. "И вообще, - говорят шведы, - у нас есть Бергман, Таге и Хассе, Лукас Мудисон, Юсеф Фарес - на том наше киноискусство и держится". Да, шведская молодежь наверняка слушает что-нибудь из ныне модного и повсюду играющего, но любовь к шведскому джазу и "музыке окраин" все же перевешивает. Да, шведы читают мировые бестселлеры, но, как правило, на английском. Переводится только заведомая нетленка, типа Толкина, Роулинг и Переса-Реверте, которую можно безбоязненно оставить в родном литературном пространстве - это же не бульварные книжицы, тоннами выпускаемые излишне плодовитыми писаками. Опять же, дело в том, что у них уже есть оригинальная литература, которой стоит гордиться: Стриндберг, Линдгрен, Лагерлёф, Юнас Гарделль, Юнас Кимири и др. В том числе, Юн Линдквист.

Бывший фокусник и артист жанра стэндап камеди, Линдквист всерьез занялся литературой в 2004 году, написав роман о вампирах "Впусти меня" (коий был экранизирован и в прошлом году даже шел в Доме кино). Затем родилась жуткая сказка "Блаженны мертвые", причем успех ее был таков, что 4 шведские гос.телекомпании и 16 продессеров боролись за право снимать по ней фильм.
Итак, немного о сюжете. Стокгольм, середина августа. Стоит небывалая жара, город угнетает электромагнитная аномалия. Люди мучаются мигренью, электроприборы отказываются выключаться, город тихонько сходит с ума. И тут, как будто мало Стокгольму проблем из-за погоды (а может быть, именно из-за них) начинают оживать мертвецы. Оживать и рваться к своим ныне живущим родственникам. Этакий Апокалипсис в ограниченных масштабах. Автор очень, я бы сказала, "аппетитно", со всеми физиологическими подробностями, описывает вернувшихся, но, несмотря на это, оторваться от чтения невозможно. Линдквист умело обходит кажущуюся неизбежной при таком сюжете идею о злобных зомби - он подает это тотальное воскресение, как неизвестное пока науке явление. Минимум мистики. Напротив, постоянные попытки найти рациональное объяснение происходящему. Вставки в форме репортажей, отчетов экстренных комиссий и прочей документации только добавляют правдоподобия и словно бы "приземляют" повествование. Очень верный ход - писать не ради самого ужаса, а ради того, чтобы изобразить реакцию современного человека, привыкшего иметь твердую почву логики под ногами, в условиях, противоречащих здравому смыслу. Все правильно. Случилась буря - мы ищем климатические предпосылки. Случился теракт - мы перебираем геополитические связи. А вот воскресли мертвецы... Глобальное потепление? Происки антиглобалистов? Диверсия неуспокоившихся стран соц.лагеря? И в Линдквиста те, кто не свихнулся от ужаса, будут гадать так, пока не придумают себе спасительное объяснение про энзимы, обмен веществ и пр.
В центре повествования - несколько человек, каждый из которых пережил утрату родственника и его возвращение. Перед читателем предстает палитра разнообразных эмоций. Давид Зеттерберг, жена которого разбилась в автокатастрофе и оставила его с маленьким сыном, пребывает в полной растерянности - как может быть та, которую он любил больше жизни, о здоровье которой молился, этим существом с развороченным телом, с пустым взглядом, механическим голосом? Густав Малер, потерявший внука, использует шанс, чтобы вернуть его и, может быть, таким образом помириться с дочерью, но испытывает лишь разочарование, понимая, что полуистлевшая телесная оболочка не станет прежним Элиасом. Эльви, несколько лет ухаживавшая за тяжело больным мужем, досадует на его возвращение - сколько времени она мучилась с ним живым, и вот он мертвым снова пришел, создавая проблему. Ее внучка Флора, гот то, фанатка Мэрилина Мэнсона, проявляющая склонность к саморазрушению, просто пытается разобраться в том, что она долгое время почитала за свою сущность - она пытается понять Смерть. И в конечном счете, ей это удается, ибо именно Флора первой догадается, как отправить оживших обратно.
На мой взгляд, Линдквист на страницах романа произвел очень любопытный умозрительный опыт. Полагаю, каждый, кого смерть лишила родственника/друга/любимого, хотел бы вернуть его, но... люди не осознают, что мечтают о возвращении усопших такими, какими они запомнились. По сути, мы любим не человека, а память, с ним связанную. И уж конечно, нет нам толку от бренного тела, траченного тлением, если это тело не содержит прежней души, если оно не способно говорить с нами, да просто нас воспринимать. "Именно поэтому, - читаем мы между строк, - не надо столь необдуманных желаний. Пусть мёртвые остаются мертвыми. Для обоюдного блага будем существовать в разных мирах." Об этом говорит Богородица в видении, снизошедшем на Эльви.
И еще одна вещь в этом романе - концепция отражения эмоций, иллюстрирующая золотое правило Канта. Как выяснилось, универсальное руководство на все случаи, даже когда не знаешь, как вести себя с вдруг появившимся из небытия родственником.

@темы: скажи мне, что ты читаешь

Listen how calmly I can tell you the whole story
Мама сегодня в овощном киоске у Изольды видела Ольгу Владимировну. Она была с той-пинчером на руках, покупала фрукты. Мама не решилась ее окликнуть, ибо О.В. была занята тем, что объясняла собаке, что находится и происходит вокруг.

Listen how calmly I can tell you the whole story
"Читая книгу, читай меня. Учись видеть ненаписанное, слышать несказанное. Я покажу источники знаний - ты не обязана принимать мою систему мира за свою, но, изучив ее устройство, ты поймешь меня. Я не смогу рассказать о себе так, как это сделано в книгах. Собирай по сотням томов мысли-брызги, познавай меня. Находи ответы на вопросы, что никогда не осмелишься задать. Я не стану экзаменовать тебя, но продолжение и развитие нашей дружбы будет лучшим свидетельством того, что ты познала многое. Исключительно добровольно и сознательно."
Я бы многое могла сказать об этой книге, с которой жила два года, но не стану. Слишком лично и непонятно без изложения предытории - вряд ли получится увлекательное чтиво. Если кому-то захочется, пускай он сам читает и делает выводы.
Без литературоведческого анализа и пр.
То, что зацепило сильнее всего

@темы: скажи мне, что ты читаешь, брат, А.М.

Listen how calmly I can tell you the whole story
Твоя любовь
Так страшно скрежетало в небе,
И дом вдруг показался
Таким непрочным.
Рвались снаряды грома,
Оглушая, сотрясая стекла;
И молнии выплескивались белым,
Заливая
Часть небосклона.
По улицам сухую пыль
Гнал ураганный ветер.
Песчинки дробью
Бились в стены...
...и вдруг все стихло.
На фоне бледного окна
Протянутая ввысь рука
Смотрелась ирреально-тонко,
И думалось:
твоя любовь - затишье
после бури.
13 июля 2007 - 17 июня 2009

P.S. Когда-то давно я дала обещание составить мозаику для А.М. Два года прошло в бездействии. Нет, я не забыла. Просто не хватало сил. Пусть эти строки станут первыми элементами полотна. Земля по-прежнему полнится слухами

@темы: творчество, стихи, А.М.

Listen how calmly I can tell you the whole story
Сижу дома.
Варю мыло.
Пахну мелиссой.
Жду визу и кадровицу из Маннхаймера.
Хочу в театр -
Бозина послушать...
И без стыда писать стихи о любви.
И еще чтобы Артур вернулся.

UPD: а вот и она, кустарщина


@музыка: Bruno Pelletier

@темы: настроение

Listen how calmly I can tell you the whole story
Редко кто-либо отваживается писать о короле парадоксов и самом знаменитом ценителе чистой Красоты Оскаре Уайльде, потому что требования к произведению неизбежно будут очень высоки. Взялся сочинять, будь добр, держи марку - попытайся создать нечто остроумное, утонченное, по форме близкое к совершенству. Нечто такое, за что бы Оскару не пришлось краснеть на небесах. Мне казалось, что если пишут редко, то - согласно пословице - произведения должны непременно получаться меткие. Однако правило это не всегда срабатывает.
Книга Брандрета - детектив, как ни странно, где главными действующими лицами являются сам Оскар Уайльд, его друзья Роберт Шерард и Артур Конан Дойл, и еще несколько не менее интересных личностей. Эксцентричный писатель обнаруживает в доме в далеко не респектабельном районе Лондона труп мальчика-проститутки Билли Вуда и, вдохновеленный примером Шерлока Холмса, сам берется за расследование загадочного убийства. И было бы неплохое произведение, если бы не заметно хромающая логика. По-видимому, авторская мысль так быстро летела вперед, создавая новые повороты сюжета, что перо не успевало более или менее связно описывать причинно-следственные связи, поэтому понять, почему из данных посылов были сделаны именно такие выводы, местами сложно. Правда, два канона детективного жанра все же были соблюдены: в конце все персонажи были собраны вместе, и им объяснили (а заодно и читателю), что же происходило на предыдущих трехстах страницах, и убийцей оказался, конечно же, тот, кого меньше всего подозревали. Как детектив, история тянет на троечку, что, впрочем, искупается замечательно прописанными характерами героев и отступлениями, из которых можно почерпнуть много интересных фактов о викторианской Англии. Порой можно подумать, что автор лично общался с Уайльдом, так живо и достоверно он рассказывает о его переменчивом характере, безграничном обаянии и способности придавать любой мысли оригинальность. Вот только не смог г-н Брандрет пройти мимо любовных пристрастий Уайльда. Жаль. И Оскара, и того, что литература продолжает копаться в чужой личной жизни даже спустя столетие.

P.S. Feliz cumpleanos, comandante!
Пойду читать роман о Вас, товарищ Че.

@темы: скажи мне, что ты читаешь

Listen how calmly I can tell you the whole story

Когда эта книга, покорив Европу скандинавской простотой и непосредственностью, появилась в России, ее внесли, кажется, в обязательный для прочтения список модной литературы. Не знаю, насколько освоение этого шедевра наивизма приблизит человека к такому состоянию ума, о котором шведы отзываются "lite snobbig"...
Первая мысль - как легко написать книгу. Просто фиксируй свои нехитрые повседневные мысли, пиши о самом обыкновенном и понятном так, словно оно - самое важное для тебя. Вот только не всегда знаешь, что из наивного, окружающего тебя, является именно тем, о чем можно сказать "супер". Видеть малое - великое искусство.
Меня эта книга буквально купила своим началом, когда главный герой рассказывает о своем брате. "...уехал по своим делам. Он говорил мне, куда едет. И я даже записал. Кажется, это в Африке." В свете того, где находится мой дражайший А.М. - прямо-таки пророческие строки :tease3:
Эту книгу надо читать, когда ты в хорошем настроении, тогда она покажется забавной. Или когда чувствуешь, что запутался в жизни. Тогда герой покажет тебе, как абстрагироваться от огромных вещей этого мира вроде политики, экономики, времени, пространства и вселенной вообще. Человек - существо маленькое, ему не под силу заниматься такими сложными проблемами, а все мозго-неохватное порождает беспокойство и депрессию. Ну и бросить их, эти ненужные человеку абстракции! Попытаться найти себя в простом и доступном пониманию и восприятию.
...хотя местами 25-летний инфантильный чувак, играющий с доской-колотилкой, реально бесит.





@музыка: Imogen Heap - Come here, boy

@темы: скажи мне, что ты читаешь

Listen how calmly I can tell you the whole story
*кривя губы в саркастичной ухмылке*
До чего же люблю социальный тип "прелесть какая дурочка". Особенно когда дурочка умопомрачительно-серьезно играет в интеллигентную барышню, из тех, что в начале прошлого века коротко стриглись, смолили, нарочно носили очки, почитали официальный брак и семейную жизнь за пошлость и мещанство, писали огневые стихи и жили идеями революции (ну или всеобщего морального обновления - что, в сущности, почти одно и то же). Вот уж воистину "ясли-сад дамского клуба под вывеской..."
Рина, Рина... Не опускайтесь до мелочных придирок. В мире нет совершенства, мы можем только бесконечно приближаться к нему, каждый своим путем. И что делать, если чьи-то потуги со стороны выглядят смешно? Придержите свое мнение при себе, Рина. И помните: гораздо важнее словесного одобрения, высказанного напрямую, внутреннее молчаливое признание достойного. На сем и успокойтесь. Ибо тысяча километров все равно не оставляет вам иного варианта.

@музыка: hasta siempre comandante

@настроение: Так я и говорю: "Ленин в Польше!"

@темы: брат, настроение, мысли-чувства, страх и ужас

Listen how calmly I can tell you the whole story

Ну ладно... Мендельсоновских песен без слов у меня все равно нет, ехать за ними не к кому, поэтому засяду за ИМО. Последние очень хорошо учатся в институтской библиотеке, но мое бренное тело так не хочет выходить на улицу, обтираться в общественном транспорте... "Выигрывая в расстоянии, проигрываем в приложенном усилии". Выигрывая в комфорте, проигрываем в продуктивности.

Удивительно, но при всей моей любви к эпистолярному жанру терпеть не могу писать служебные письма. Какое-то насилие над мозгом и человеческой речью. А надо бы поторапливаться.

Ночью сам собой родился стих, что-то об А.М. Только я его благополучно забыла.



@темы: in der Uni, мысли без вектора

Listen how calmly I can tell you the whole story
Конечно, если стоять на голове, то с ней будет плохо. Клинически плохо.

Listen how calmly I can tell you the whole story
У Лёпы, вопреки ожиданиям, был аншлаг - аж 8 человек.
На статистике сидела одна. Изо всех сил пыталась сделать вид, что термин "среднеквадратичное отклонение" для меня ясен, как Божий день. И вообще, что в статистике для меня нет секретов. Препод, шутник, пожелал в конце пары удачи. Будто она мне поможет на зачете. Ха-ха-ха нервный смех и подергивание глаза

@темы: in der Uni, idag

15:48

Current

Listen how calmly I can tell you the whole story
Докачается Сигел, сяду за статистику. Надо когда-то начинать учиться. Автоматы расхолаживают страшно... Самое же обидное в том, что все наиболее серьезное и значимое в учебе и в личном случается одновременно и не разорваться! Конечно, вместо биномиально распределенных величин я бы с большим удовольствием почитала "Ловушку..." (целых 70 страниц невообразимого мистико-философского повествования, и это - только начало!), завершила бы кое-какую собственную писанину, но "институт, экзамены, сессия".

Вчера выполнила главную задачу мая - принесла домой букет ворованой Сирени. Ох уж эти дурные наклонности, привитые братиком... но так романтично!

А мир просто охренительно тесен, да...

@темы: idag

Listen how calmly I can tell you the whole story

Вот так она наступила и прошла, предпоследняя неделя мая, казавшаяся невероятной и недостижимой. В мая всего четыре недели, третья – предпоследняя. Когда время дотекло до нее, настал черед приключений…
…а началось все с Театра. Точнее, с балета. С Санкт-Петербургского государственного мужского балета Валерия Михайловского. 15 мая пошла на премьерный показ программы «Танцуем ВСЁ или рабочий день». Это было ТАК… проникновенно, ярко, динамично, сильно, увлекательно. Волшебно. Местами – до слёз. Всё же настоящее творчество очаровывает. И, несмотря на полный дилетантизм в вопросах театрального искусства, всё равно ощущаешь некую сопричастность происходящему, не-чуждость, связь и взаимопонимание на уровне эмоций. Не обычный для зрителя отстраненный взгляд со стороны, а некое душевное участие. Не поддающиеся описанию чувства… Какое там «увидеть Париж – и умереть»! Увидеть Валерия Владимировича Михайловского и его труппу на сцене – и испытать феерический восторг.

После счастья со-бытиЯ на концерте – Пулково, утомленные лица вокруг, невозможность волноваться, ночной рейс, четыре часа полета, мучительная попытка уснуть хотя бы на полчаса. Скопления оранжевых и голубых огней – города под крылом самолета, как космические туманности. Всё же ночью что-то происходит со временем, оно растягивается и едва ползет. И каких-то 240 минут кажутся вечностью.
Наконец, 16 мая, 5:10 утра, Ларнака. Взлетно-посадочная полоса, то ли начинающаяся морем, то ли в него обрывающаяся. Еще по-утреннему сумеречно, но уже +19. И вдруг на небе появляется гигантский огненный шар Солнца, и странным кажется, что не зазвучала какая-нибудь пугающе-торжественная, всеохватывающая музыка, пронизывающая человеческое существо потоками чистых мощных звуков. Но это впечатления №0, на грани полубодрствования.
Впечатление №1 – зачем я здесь?! Пустите меня домой! Очередное несовпадение желаемого и действительного: так хотелось бескрайности моря, дикости берега, обособленности эмоционально-физической жизни, мимолетного обмена взглядами со случайными встречными, не говорящими ни на одном человеческом языке. Оставалось лишь тяжело вздохнуть и принять обстоятельства, как данность: цивилизацию, какое-то фатальное умение всех киприотов говорить по-английски, зонтики на пляжах до самого горизонта, загораживающие обзор, и мое не-одиночество, а следовательно, не-свобода. Никогда не следует воображать черт знает что из чужих романов.
Впрочем, стоило немного перевести дух после дороги и прийти в себя, как тут же выяснилось, что пословицы не врут. Если и есть рай на земле, то это Кипр. Рай для последних романтиков и фантазеров, ищущих реального воплощения своих небывалых, непонятных «обычным людям» грез. Здесь могли бы разворачиваться великие страсти, и по святым, и по грешникам (по ним – в особенности).
…те самые выбеленные солнцем дома-кораллы, красная земля, водная гладь совершенно неправдоподобных оттенков синего, звонкий сухостой – и тут же пышные яркие цветы.
…утесы из застывшей лавы, острые, губчатые. Застывшее в камень бедствие. На ветру бесчисленные естественные углубления издают гудящий трубный звук, и становится так таинственно и жутко… Великолепие неприступности.
Каменные пустоши с редкими купинами сухой, ломкой растительности, мягким подъемом уходящие к знойному небу. Они радуют глаз, несмотря на кажущуюся унылость. В них есть что-то библейское. «…и бродил по каменной пустыне одинокий пророк, и никто не внимал его голосу, а когда прислушались к словам его – было поздно.» Ну или байроновское. В общем, пусть каждый представит себе своего любимого Демона.
…и присущий исключительно южным приморским городам аромат, который не имеет смысла описывать. Его необходимо единожды вдохнуть самому, чтобы навсегда заболеть тоской по морю и солнцу. Терпкий аромат соленой воды, горечь трав и пряная приключенческая маята дорожной пыли. Боги, вы явно были в экстазе, создавая Средиземноморье.
…а ночью над Айа-Напой такое небо, «что хочется орать». Если не боишься посмотреть в глаза Космосу, выйди на берег моря, когда стемнеет, и запрокинь голову. Смотри на мигающие звезды и слушай ленивый лепет слабого прибоя. Или это шепот тех, кого Иеманжа выбрала своими сыновьями?
17 мая. До некрополя так и не дошла. Врут карты, врут. До него километров десять было. Гуляя по ночному городу, забрела в порт. Приключений захотелось… Скрипа канатов и запаха смолы, матросских песен, света маяка и пр. Вместо этого встретила на пристани русского парня с двумя девицами; из машины неслись «дивные» звуки шансона, дамы визгливо-пьяно смеялись над пошлыми шутками, мобильному телефону адресовалась отборная матерщина. Одно слово – порт. Может, этим троим тоже было страшно? Тяжелая вода-смола под досками мола, призрачно светящиеся борта яхт, непрерывный шум невидимого моря. Только этот страх не залить спиртным – он древнее человека, первобытный страх перед мощью незримой Бездны. И в голову сразу лезет Бог весть что: туманные силуэты удалых пиратов, выходящих из морских глубин, Дэви Джонс, черный флаг, и нелепая строчка «прислушайся – рыбы идут за тобой». И так сладко и страшно становится, что хочешь бежать из проклятой бухты, а сам все стоишь и ждешь, когда вся эта чертовщина начнется по-настоящему…
Уже по пути домой наткнулась на французского дедулю, который стоял посреди тротуара, с безмерной грустью и надеждой говорил прохожим «Bon soir!», и вообще, ему, видимо, тоже хотелось приключений, только иного рода. Предложил мне пойти к нему, выпить вина, сообщил, что он человек либеральный и деньги – не проблема. Странное это было предложение, но почему-то не такое уж оскорбительное, как можно было бы подумать. Он поцеловал мне руку, и мы разошлись.
После я видела его несколько раз на той же улице. Он по-прежнему взывал к людям, а они шли мимо по своим делам.
19 мая. Когда Михаил, гид и водитель автобуса по совместительству, первым делом рассказал анекдот о том, как Господь сначала призвал на небеса почившего водителя автобуса, потому что тот большее количество человек заставил молиться, стало понятно, что день пройдет как минимум весело. Михаил – болгарин, давно живущий на Кипре и семь лет женатый на русской женщине. Балагур. Русским языком владеет так, как не каждый гражданин РФ (не считая акцента); кажется, знает лично большую часть жителей острова, причем не просто шапочно знаком, а находится в дружеских отношениях. Экскурсия по горному массиву Троодос – его коронный номер, который, соответственно, исполняется с блеском. На нашем пути не было ничего, о чем бы Михаил не мог бы рассказать хотя бы пару слов. Включая подножную траву. Затормозив посреди дороги, наш гид вышел из машины, сказал «До свидания!» и ушел в поле. Вернулся с пучком травы, кою передал на растерзание пассажирам и предложил угадать, что это за растение. Оказалось, розмарин. Викторина повторялась несколько раз, с тимьяном, шалфеем, лавром, эвкалиптом, лавандой, мятой и чем-то еще, тоже пахучим. Так мы доехали до женского монастыря святой Феклы, где находился источник с целебной грязью. Источник – это вырубленное в полу отверстие 10*10 см, из которого можно достать чудодейственной песчаной кашицы, только встав на колени.
Следующий пункт назначения – деревня Фикарду. В ней осталось всего два жителя, мэр и его брат, да еще девушка-официантка в кофейне, которую этот самый брат открыл. Деревня, в которой сохранены оригинальные постройки 12 века, существует фактически на субсидии ЮНЕСКО. Удивительное место: дома построены друг на друге, ходишь по площадке и не знаешь, что это – чья-то крыша.
Оттуда по горному серпантину в мужской монастырь Махерас, основанный на том месте, где двое монахов-отшельников нашли икону Божией Матери, пронзенную ножом («махера» по-гречески «нож»). Оригинал (боюсь даже предполагать, сколько ему сотен лет) находится на иконостасе монастырской церкви, которая сама по себе – эхо Византии. Кажется, в ней сохранился этот золотисто-лазурный дух кесари, это ощущение чистого православия. Там даже батюшка был какой-то древний; не в смысле старый, а такой… архаичный. Вообще на Кипре, где никогда не было иконоборчества, были спрятаны и затем случайно обнаружены многие иконы, поэтому монастыри или церкви, заложенные на местах находок – далеко не редкость.
Мы продолжили наш путь в горах. Остановились на 1,4 км над уровнем моря. Стояла над обрывом, а голову вело от разряженного воздуха. Ощущение пьяной радости. В такие моменты невольно задумаешься, почему люди не летают?.. Ах да, потому что крылья мешали бы им ползать… Так что поползли дальше, в деревню Лефкара, знаменитую своей уникальной вышивкой и серебряными изделиями. Впрочем, поскольку наступил самый пик жары, и никому не хотелось особенно выслушивать длинные речи об особенностях стиля «лефкаритика», Михаил отправил мастерицу-хохотушку варить кофе для гостей, а сам в общих чертах поведал… нет, не секреты изготовления льняных салфеток и серебряных оплеток для бокалов - некоторые лингвистические нюансы. Дело в том, что, когда вышивальщица поприветствовала нас по-русски, одна дама из группы захлопала в ладоши и закричала «Ура! Ура!», а мастерица ни с того ни с сего упала в кресло, заливисто хохоча. В чем дело? Михаил пояснил: «А какая, по-вашему, должна быть реакция у человека, когда он видит взрослую женщину, аплодирующую и кричащую «Хвостики! Хвостики!» А пожелание «хорошего пути» звучит для грекоговорящего, как страшная нецензурщина.
Посидев в приятной компании на прохладной террасе за чашкой изумительно вкусного кофе (который я в принципе не пью, но этот понравился ), группа двинулась дальше, на верблюжью ферму. Несмотря на свой почтенный возраст, Рина позволила себе впасть в щенячий восторг от созерцания кораблей пустыни. Правда, это чувство не был взаимным; верблюды отнесли ко мне вежливо, но с прохладцей. Некоторую нежность к посетителям они проявляют, только когда видят в их руках пакет с сушеными стручками. Пришлось покупать расположение горбунов лакомством.
Домой возвращались немного утомленные, но полные самых положительных впечатлений. В блаженном молчании, ибо ни у Михаила, ни у Ольги (той самой, что вопила про хвостики, а потом выяснилось, что она по образованию конферансье) не осталось сил болтать на обратном пути. Но, как выяснилось, экскурсия была не единственным сюрпризом дня. По возвращении всех жаждавших искупаться ждало неприятное разочарование – поднялся шторм. Чистейшее небо, яркое солнце, шквальный ветер и утробный гул растревоженного моря. Если не видеть, как тяжелые валы бросает на острые скалы, то почти невозможно поверить в то, что этот низкий рёв, разносящийся далеко по побережью, неодушевлен. Что за ним не стоит разъяренный разум чудовища. Даже вода не была похожа на воду – скорее на расплавленную бирюзу. Ну или на раздуваемые ветром полотна аквамаринового шелка…Волнение так и не улеглось за три дня и три ночи. Да, мое пристрастие к ночным прогулкам привело меня на берег, послушать хор морских голосов. В заливе волны, конечно же, намного меньше, но что творилось под покровом темноты за пределами бухты… о том смертным никогда не узнать, а кому посчастливилось – тот никогда не расскажет. Потому что не положено им разговаривать с сухопутными живыми.
22 мая. И вот пришло время возвращаться. Из одной небыли в другую. К пьяным весенним сумеркам пропитанного сыростью Питера. К фантомным болям завуалированной нежности. К Сирени.



@темы: эликсир души, дорожное, культура