2 декабря побывала на открытом интервью с Янушем Вишневским, но это событие как-то выветрилось из головы под воздействием более насущных проблем, и только сегодня, увидев у однокурсницы книгу "Одиночество в сети", я вспомнила, что собиралась написать небольшой отчет. Итак...
Не люблю, когда ярлык "культовый" вешают на действительно достойные произведения литературы и на самих авторов. Культ - это нечто из области массового потребления, "опиум для народа". Когда большинство начинает водить хороводы вокруг свежевыпущенного романа и бить земные поклоны писателю, это означает, что чтиво незамысловато, отвечает потребностям, написано под требования эпохи и народа, который во все времена хотел хлеба и зрелищ, желательно, максимально доступных обывательскому пониманию. "Одиночество в сети", разумеется, нельзя отнести к краеугольным камням литературы, но на фоне прочих "шедевров" эта история не кажется такой уж пустой. К вопросу о массовости прочтения: да, наверняка у половины Питера теперь на книжной полке есть том Вишневского, но это, поверьте, далеко не та вещь, которую можно между прочим пролистать в метро по дороге на работу. Это настолько личное, тонко прочувствованное и пойманное в силки слов, настолько сильное и правдивое, что для чтения необходимо одиночество, сосредоточение.
В отличие от книги, встреча с автором не произвела на меня столь сильного положительного впечатления. Интервью проводилось в одном из торговых залов Дома книги, желающих поглазеть-послушать собралось изрядное количество. Пан Вишневский поприветствовал публику по-русски, чем вызвал восторг поклонников. Далее корреспондент "Вечернего Петербурга" начала беседу, а все хорошее закончилось. Речь журналистки била по ушам глубокомысленным "э-э-э" (сразу вспомнила, что получается, когда готовишь доклад на семинар за пять минут до выступления), а переводчика, несмотря на микрофон, вовсе не было слышно. Послушав минут двадцать польскую речь и уловив, что "Одиночество в сети" - это исповедь непризнанного ученого, я поехала домой. Думаю, что ответ на главный вопрос так и не был озвучен, а значит, жалеть об упущенном не следует.